Блог

Дети читают книгу

Практические советы логопеда родителям

Многие родители узнают о проблеме нарушения речи у своего ребенка лишь при поступлении в первый класс школы. Это происходит из-за незнания этапов развития речевого аппарата у детей, в определенном  возрасте они должны освоить и четко произносить ряд звуков.

К сожалению, наверстать упущенное за летние месяцы перед школой тяжело в первую очередь ребенку, так как занятия с логопедом в ускоренном режиме перегружают шестилетнего шалуна.

Периодически посещая логопеда начиная с 3-х летнего возраста, можно избежать проблем с отставанием в развитии речи, заиканием, бедным словарным запасом, грамматическими и фонетическими нарушениями.

Логопедические занятия в детском саду эффективно решают вопросы правильного построения предложений, произношения всех звуков, ведь консультации специалистов позволяют вовремя выявить отставание и причину «молчания» ребенка.

Что должен уметь ребенок в определенном возрасте?

У малышей до 3-х лет считается нормой возрастное косноязычие, когда они шепелявят, коверкают и меняют местами звуки в словах. Конечно, родители без проблем понимают лепет своих любимых чад, но не должны поддерживать разговор «сюсюканьем» и повторением слов в неправильном произношении.

Обучение ребенкаВсем родителям следует знать, что в определенном возрасте дети должны уметь выговаривать следующие звуки:

  • до 2 лет —А, У, О, И, П, Б, М;
  • в 2,5 года —Г, К, X, Й, Ы, Г, К, X;
  • в З года —Ф, С, 3, Т, Д, Н, Ц;
  • в 4 года —Ж, Ш, Ч, Щ;
  • в 5 лет —Л, Р.

От трехлетних детишек вполне можно ожидать «каши во рту» - речи, в которой нет шипящих звуков и буквы «р» - главное, чтобы мысль доносилась ребенком последовательно и понятно. Если малыш молчит, даже простые предложения строит неправильно или его лепет совсем непонятен маме – это является поводом для беспокойства и первого обращения к логопеду.

Ребенок в возрасте 4 лет все еще может коверкать произношение отдельных звуков, но уже должен строить предложения, понятные не только родственникам, но и посторонним людям. Если вам приходится «переводить» слова вашего ребенка другим людям постоянно, значит, существует проблема, с которой необходимо обращаться к логопеду.

В возрасте 5 лет дети могут не выговаривать звук «р», «л», «ш». Важно обращать внимание на последовательность изложения мыслей, использование падежей, родов и склонений. Если в алфавите ребенка отсутствует больше 4 звуков, рекомендуется позаниматься с логопедом.

Если ваш ребенок плохо говорит для своего возраста в сравнении со сверстниками и вы замечаете его нежелание съесть твердое яблоко или пережевать кусок цельного мяса, это говорит о слабом развитии челюстно-лицевых мышц. Такая проблема может вызывать нарушения развития артикуляционного аппарата, поэтому важно с 2 лет приучать детей к твердой пище: сухарям, морковке, яблокам, огурцам, цельному мясу. Уделяйте внимание развитию лицевых мышц - научите ребенка полоскать рот, надувая щеки, перекатывая воду из одной щеки в другую.

Важным в активации мозговых центров, отвечающих за артикуляцию, является развитие мелкой моторики рук. Малыша нужно с 2,5 лет приучать застегивать пуговицы, лепить из пластилина, держать карандаши и кисти, рисовать пальчиками - чем проворнее он будет справляться с этими заданиями, тем лучше будет говорить.

Основные нарушения речи

Занятие с логопедомВ зависимости от того, какие дефекты выявляются в общении с ребенком, логопеды различают следующие нарушения речи:

  • дислалия – замена произношения некоторых звуков парными –  «с» на «ш»,«р» на «л», картавость (неправильное произношение «р»,  «л» меняется на «в»);
  • фонетико-фонематические нарушения – неправильное восприятие и произношение звуков;
  • скудный  запас слов;
  • недоразвитость речи: нарушения произношения, грамматики и восприятия,
  • несвязная речь;
  • заикание.

Специалисты рекомендуют родителям следовать нескольким правилам, которые помогут исправить нарушения артикуляции ребенка:

  • Говорить с детьми надо литературно и грамотно, без подражания детскому лепету с коверканьем слов.
  • Обращайте внимание на структуру разговора вашего ребенка. Уже в 5 лет не допускаются аграмматизмы – неправильное применение падежа, рода, склонения.
  • При слишком громкой или тихой речи проверьте ребенка у отоларинголога. Проблемы с голосом или слуховым аппаратом могут отражаться на речи.
  • При увлечении малыша мультфильмами, проследите, чтобы речь в аудио- и видеоматериалах была четкой, грамотной, без наслоения на иностранный текст.

Главное не забывать, что ребенок копирует и подражает, поэтому будьте примером для детей во всем, включая грамотную четкую речь.

Помните: любое возрастное несоответствие в произношении звуков или построении предложений считается дефектом, который необходимо вовремя исправлять.

Прямая зависимость семейного воспитания и развития детской речи

Упражнения для коррекции произношенияУмение говорить напрямую связано с логическим мышлением. Если вы хотите обеспечить своему ребенку блестящее будущее – обращайте внимание на целостность и красоту его речи уже сегодня. Хорошее владение родным языком позволит не только состояться ребенку как личности, красивая подача информации открывает путь к карьере и успеху в жизни.

Мамы и папы, бабушки и дедушки! На вас лежит большая ответственность за чистоту произношения, богатство лексики, правильность речи вашего ребенка. Заслуги семейного воспитания отражаются на успешности уже взрослого человека, а недостаточное внимание к детской речи рождает главные проблемы речевых дефектов.

Логопеды, педагоги в дошкольных учреждениях и родители играют важную роль в формировании и закреплении правильной артикуляции. От вас, любящие родители, зависит заинтересованность малыша в учебном процессе, который необходим для исправления нарушений речи. Вы должны найти подход к ребенку, подобрать грамотного педагога и с терпением включиться в процесс обучающих занятий, соблюдая 3 правила:

1. Обучение правильной речи происходит в процессе игры, без принуждения.
2. Сочетание разных приемов и методик дают лучший результат.
3. Учитель должен сам в совершенстве владеть речью и правильно произносить все звуки.