Блог

Дети с конструктором

Развивающие игры для детей раннего возраста

Всестороннее развитие личности начинается с раннего возраста. Согласно научно обоснованной классификации, ранним считается возраст ребенка от года до трех лет. В этот период закладываются важнейшие способности и навыки. А поскольку главным занятием малыша является игра, то правильно подобранная, она помогает ему постигать мир, учиться жить в нем, осваивать разные модели поведения, получать новые знания.

Роль развивающих игр в обучении и воспитании ребенка

Основоположник педагогической науки, чешский гуманист Ян Коменский так сказал о ребенке: "Ребенок – это домик, в котором живет душа. И если домик не наполнять мудрыми и добрыми привычками и знаниями, он так и останется недостроенным ". Когда же следует начинать эту важную работу? Чем раньше, тем лучше, – отвечают выдающиеся педагоги. Потому что уже в первые недели и месяцы жизни закладываются основы эмоционального здоровья будущей личности.

Пришедший в мир маленький человечек проводит колоссальную работу, чтобы адаптироваться к окружающей действительности. В цепочке, которой он привязывается к жизни, обеспечивая себе защиту и комфорт, развивающие игры являются главным звеном. Развитие способностей происходит не само по себе, а при активном содействии взрослых. Поэтому для родителей это самый важный период в воспитании ребенка. Их забота, ласка, готовность обучаться и жертвовать собой способствуют формированию психически здорового человека.    

Разнообразие методик развивающего обучения

Разнообразие развивающих игр для детей раннего возраста огромно. Среди них ролевые игры, конструкторская деятельность, творческие занятия, например, инсценировка сказки или нетрадиционное рисование в детском саду и дома, всевозможные мастер-классы. Есть также огромное количество современных игр для раннего развития на мобильных устройствах. Хоть последние и являются наиболее зрелищными, их использование для обучения детей до 3-лет вызывает немало справедливой критики. К тому же, никакие суперсовременные игрушки для раннего развития не заменят малышу внимания родителей.

Существует много современных методик раннего развития ребенка – Монтессори, Домана, Никитиных, Лупан. Все они построены на основе многолетнего опыта, содержат простые советы и направлены на то, чтобы помочь родителям открыть мир своему ребенку. Применение той или иной педагогической разработки доступно для всех родителей – было бы желание их применять. Но даже не владея ни одной из данных методик, можно дать ребенку максимум необходимых в его возрасте умений, знаний и привить определенные навыки. Рассмотрим особенности игровой деятельности детей в возрасте от года до трех лет.

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста

На втором году жизни начинается стремительное умственное развитие ребенка. Дети быстро схватывают и запоминают увиденное и услышанное, они овладевают действиями с предметами, что является хорошей предпосылкой игровой деятельности. Стремительными темпами пополняется словарный запас. На этот период приходятся первые активные контакты с ровесниками. В этом возрасте малыши особо восприимчивы и обладают прекрасными способностями к подражанию. Однако долго концентрироваться на каком-то одном занятии они не могут. Поэтому игры должны носить комплексный характер – двигательные совмещаться с речевыми, сюжетные с музыкальными.

Ребенок трех лет полностью предается играм. Он играет со сверстниками, но пока обособленно, часто повторяя одни и те же игровые действия. Малыш во всем старается подражать взрослым. Присутствие рядом родителей и их деятельное участие в игре крайне необходимо для ребенка. Стремительными темпами происходит сенсорное развитие. Проявляются первые признаки самостоятельности. Игра приобретает сюжетный характер. В этом возрасте малышам можно предлагать первые ролевые игры с быстрой сменой сюжета.

Какие же развивающие игры можно предложить ребенку в возрасте от года до трех лет:

  • лучшие игрушки для детей раннего возраста – пирамидки, кубики и элементарный конструктор с большими элементами. Дети учатся собирать их правильно, приобретая понятие больший-меньший, и постепенно изучая цвета и основные геометрические фигуры.
  • дети после года уже различают предметные игрушки – машинки, куклы. В этом возрасте закладываются основы процессуальной сюжетной  игры – ребенок кормит куклу, укладывает ее спать, гуляет с ней. Или же насыпает в кузов машинки песок, выгружает его. Кроме того, транспортные игрушки знакомят малыша с динамическими свойствами предметов.
  • полезны и интересны музыкальные игрушки – они развивают самосознание ребенка, отражая его действия.
  • игры с мячом не только способствуют физическому развитию, но также развивают наблюдательность, стимулируют процессы мышления. Особенно полезны бассейны с разноцветными мячиками, но если нет такой возможности, то неплохо было бы купить хотя бы корзинку с ними.
  • игрушки-вкладыши, например матрешки, полезны для развития мелкой моторики рук, умения сортировать предметы, различать их по форме и размеру.
  • рамки Монтессори, кубики Зайцева, блоки Дьенеша, квадраты Никитина – отличные развивающие игры для обучения основам математики и чтения. Но использовать некоторые из них лучше не в два года, а ближе к трем годам.

Каждый ребенок индивидуален. Дети в одном и том же возрасте могут иметь разные увлечения, поэтому важно понять, что интересно именно вашему ребенку.

Применение развивающих игр только тогда будет иметь результат, когда ребенок получит от них эмоциональное удовлетворение. Его увлеченность и радостное настроение – свидетельство того, что игра подобрана правильно.