Блог

Возможности сказки или как научиться сказкотерапии

СказкотерапияСказки любят слушать не только дети, но и взрослые, потому что это добрый мир фантазии и неограниченных возможностей, мир, где волшебство на каждом шагу. В жизни не каждая ситуация может закончиться так, как нам бы хотелось, но если воспользоваться методом сказкотерапии, благоприятный исход практически гарантирован.

От сказки до были

Этот метод психологической коррекции активно используется при работе с детками от 3 лет. Дошкольный и младший школьный возраст – период, в котором ребенок наиболее подвержен страхам, фобиям и нуждается в исправлении поведения (устранения агрессии, снижение гиперактивности и т.д.). Кроме того, сказкотерапия хороша как в коррекции поведения, так и при диагностике состояния ребенка. Чаще всего сказкотерапией пользуются частные практические психологи, но если вы получаете качественное дошкольное образование, можно обратиться к психологу вашего детского сада с просьбой либо поработать с вашим ребенком, либо помочь «сочинить» подходящую сказку. Если вы все сделаете правильно, эффект будет заметен практически сразу, поскольку сказка для ребенка – отражение реальности.

Методы сказкотерапии

Для того, чтобы добиться желаемого результата, например, снять у ребенка страх темноты, можно:

  • Изменить уже существующую сказку,
  • обсудить волнующую ситуацию из подходящей сказки,
  • написать свою сказку, отражающую проблему и показывающую выход из нее,
  • проиграть с ребенком сюжет, где главный герой похож на него и закончить
  • игру на положительной ноте,
  • нарисовать ряд картин – иллюстраций к вашей (или уже имеющейся) сказке.

Выбирая понравившуюся методику, не стоит отбрасывать остальные, поскольку каждая из них хороша, а попробовав один раз и получив результат, вы наверняка найдете применение и другим, не испробованным методам. В сложных ситуациях может быть использован комплекс из перечисленных методик, дабы усилить эффективность сказкотерапии.

Как написать коррекционную сказку

Детские книгиВсе начинается с главного персонажа – постарайтесь выбрать героя так, чтобы ребенок без труда отождествил его с собой – наделите его какими-то качествами, которые ясно дадут понять, что эта фея или зайчик так похож на малыша практически всем: полом, возрастом, привычками. Поскольку это сказка, герой может быть кем угодно: космическим существом, явлением природы, растением, животным, – выбирайте вместе с ребенком, что больше придется по сердцу.

Теперь завязка: вы должны описать не только ситуацию, которая вас волнует, но и предысторию, в которой важно дать ребенку понять, что его сказочный прототип прошел то же, что и он, например: «Жил-был медвежонок, рыжий-прерыжий, прямо как ты, и была у него большая семья: мама, папа, братик. Поехали они однажды на базар и купили красивый мячик, чтобы играть всем вместе, а рыжий медвежонок забрал его и не хотел делиться…»

Следующий этап – рассказ о переживаниях героев, социально-моральный срез ситуации.

После нужно дать возможность в сказке исправить ситуацию, показать несколько выходов. Для этого можно использовать появление дополнительных героев, добрых или злых волшебников, кого-то, кто пережил эту ситуацию и нашел (или не нашел) из нее выход. Проиллюстрируем продолжением сказки про мишку: « Играя, он не заметил, как зашел в самую чащу леса, где никогда не бывал. Перед ним появилась огромная пещера, от страха медвежонок выронил мяч и он покатился в самую глубь расщелины. Медвежонку было жалко свой новый мячик и он пошел за ним. Внутри пещеры мишка увидел горы игрушек, самых разных – машинок, велосипедов – «Как здорово, это настоящий клад!» Медвежонок хватал то одну игрушку, то другую – его радости не было предела, ведь ни с кем делиться не надо, и вдруг он услышал плачь. Кто-то рыдал в углу. «Ты кто?» «Я – бяка-жадина, живу здесь совсем одна… Когда-то вокруг было много детей, они хотели со мной играть, а я только забирала у них игрушки, и они уходили, один за другим, пока я не осталась в полном одиночестве, вот теперь у меня много игрушек, а играть самой – скучно. «А давай возьмем эти игрушки и пойдем в мою деревню, там много деток, они наверняка захотят поиграть с тобой, только ты пообещай, что жадничать не станешь… Увидав как весело играют дети и какая теперь счастливая бяка-жадина рыжий медвежонок понял, что те, кто делятся всегда найдут друзей.

В финале обязательно должна быть мораль – главный герой осознает свои ошибки и больше никогда к ним возвращаться не намерен. Если ваш ребенок взрослый, пусть закончит сказку вместе с вами, принимает активное участие в ее написании, а вы обязательно должны следить за тем, чтобы окончание было таким, как нужно вам.

Поверьте, писать сказки может научиться каждый, а значит сказкотерапия – доступный способ решения домашних психологических проблем, избавления от страхов, демонстрации детям моделей правильного поведения.