Блог

Детские капризы в магазинах

Детские капризыПлачущие возле прилавков дети – картина, привычная глазу посетителям супермаркетов и магазинов игрушек. Реакция окружающих стандартна: очередной детский каприз, ничего странного. Многие родители аналогично относятся к публичным истерикам, списывая все на «кризис 3-летнего возраста» и не считают себя обязанными разбираться в причинах. «Перерастет», думают они. Действительно, к 4,5–5 годам такие «концерты» в магазинах становятся редкостью, а потом и вовсе проходят. Но неправильная реакция взрослых на детское поведение в этот период способствует формированию негативных установок и черт характера, проявления которых озадачивают родителей спустя годы. Существуют ли способы, помогающие справляться с детскими капризами в магазинах, и каковы причины этого явления?

Шопинг со слезами: предпосылки

Ребенок в магазине игрушек

  • Если родители берут с собой в магазин уставшего, перевозбужденного или голодного ребенка, то вероятность капризов возрастает многократно. Любой раздражитель послужит катализатором для бурной реакции. Причиной физического дискомфорта также может быть перегрев – если дети тепло одеты, а в магазине жарко.
  • Долгое хождение по торговым залам, когда мама выбирает «себе» много покупок, а малышу – ни одной, может закончиться капризом. Взрослым следует планировать свои визиты в магазины заранее и стараться делать утомительные закупки без ребенка.
  • В «группе риска» дети из семей, где нет четких правил относительно всех «можно» и «нельзя». Например, папа запрещает кушать много сладостей, а мама выполняет все детские капризы. Последний будет использовать все возможности для проверки границ лояльности слабохарактерного родителя.
  • Плохой пример, который показывают родители, совершая ненужные приобретения, тоже может повлиять на формирование модели детского поведения в магазине. Лучше, если визит туда предваряется составлением списка, и все покупки должны быть в его рамках.

Существуют более глубокие причины капризов, кроющиеся в проблемах семейных взаимоотношений. В этом случае маленький человек старается привлекать к себе внимание не только в магазинах. Иногда, чтобы справиться с постоянными капризами, следует показать ребенка специалистам. Начать можно с консультации психолога в детском саду.

Это нужно обязательно сделать, если:

  • всплески капризов происходят в возрасте старше 4–5 лет;
  • по завершению истерики ребенок выглядит бледным, усталым;
  • малыш плохо спит, тревожно ведет себя днем;
  • детские истерики носят агрессивный характер; ребенок старается ударить кого-либо из окружающих.

Что делать с капризным покупателем?

Можно долго рассказывать о том, как нужно воспитывать детей, чтобы родителям не приходилось справляться с капризами в магазинах. Но эти рассуждения никак не помогут погасить истерику, если она все-таки произошла. Ниже – советы, которые могут пригодиться родителям своенравных «покупателей».

1. Фразы, которыми можно выиграть у истерики пару минут и использовать их для переключения внимания малыша:

  • «это отличная игрушка! Давай посмотрим, хватит ли у нас на нее денег» (открываем кошелек и начинаем «считать»);
  • «мне не очень нравится, расскажи, почему ты хочешь это купить» (во время дискуссии еще есть шанс «заговорить» ребенка и справиться с ситуацией);
  • «помоги найти в корзине (наименование предмета). Не помню, положила я его туда или нет». Сработает, если в корзине много покупок и этого товара в ней еще нет (малыш роется в покупках, обнаруживает его отсутствие, вы отправляетесь искать предмет на магазинных полках);
  • «давай посмотрим, все ли мы купили по списку» (если он есть, конечно).

Ребенок в супермаркетеПодобные фразы могут выручить в тот момент, когда интерес к игрушке только возник и «нет» и «нельзя» еще не прозвучали.

2. Если уже произошла протестная реакция, то единственный выход – увести (или унести на руках) малыша из магазина. Идеальный вариант – уйти домой или сесть в свою машину и дать ему время справиться с эмоциями. Взрослым в это время не следует кричать или уговаривать его замолчать. Когда истерика прекратится, надо поговорить с ним, объяснить, почему нельзя так себя вести.

3. В некоторых случаях помогает так называемая холдинг-терапия – кроху нужно крепко прижать к себе и тихонько говорить о том, как его любят и переживают из-за его слез. Обычно через 5–10 минут малыш успокаивается.

Чтобы не сталкиваться с детскими капризами в магазине, нужно придерживаться с рождения установленных правил; тактику поощрений и запретов обязаны соблюдать все члены семьи. Дети должны уметь выражать свои желания «цивилизованным» способом и понимать, что капризы не помогут получить понравившуюся игрушку.